Среди средств наружной рекламы наибольшей силой воздействия обладают вывески и outdoor конструкции с электрифицированной подсветкой. Помимо информационной функции, световая реклама выполняет и эстетическую — придает красочность и своеобразие ночному городу и выступает в роли архитектурно-художественного элемента городских магистралей и площадей. Кроме того, вывески с внутренней подсветкой среди других средств наружной рекламы выделяются и тем, что являются разновидностью медиа, которые особенно эффективно действуют в вечернее и ночное время. Какой же тип источников света для них предпочтительнее: люминесцентные лампы или светодиоды?
Световые рекламные установки размещаются на фасадах и крышах зданий, а также как отдельно стоящие outdoor-конструкции. Уже более пяти лет рекламно-производственные компании предлагают заказчикам изготовление вывесок не только с подсветкой на основе люминесцентных ламп, но и на основе светодиодов. Однако до сих пор у многих покупателей зачастую возникает вопрос: что же лучше?
В последние годы рынок светотехники стремительно развивается. За счет своих особых качеств светодиоды постепенно вытесняют традиционные люминесцентные лампы. На то есть немало причин: среди достоинств LED-светильников можно отметить и высокую энергоэффективность, и компактность, и достаточно долгий ресурс выработки, измеряемый в десятках тысяч часов. К этому стоит добавить возможность получения самых разнообразных цветовых оттенков подсветки при использовании RGB-модулей, постоянное улучшение таких критически важных для большинства источников света параметров, как индекс цветопередачи и светоэффективность, а также огромный потенциал дальнейшего развития пока еще относительно молодой технологии.
В этой статье мы попробуем сравнить люминесцентные лампы и светодиоды и суммировать их достоинства и недостатки. Возможно, такое сопоставление позволит читателям найти ответ на поставленный выше вопрос.
Основная характеристика надежности любого прибора — срок его службы. В процессе эксплуатации возможны две ситуации: световой поток излучателя либо частично уменьшился, либо вовсе прекратился. Срок службы отражает эти факты: различают полезный срок службы (пока световой поток не упадет ниже определенного предела) и полный (пока прибор не выйдет из строя). Чаще всего полезный срок службы светодиодов оценивается экспертами в 35 000—50 000 часов, в то время как полезный срок службы обычных люминесцентных ламп — в 10 000—15 000 часов.
Итак, долговечность светодиодов приблизительно втрое превышает ресурс люминесцентных ламп.
При этом стоит заметить, что срок службы светодиода (или LED-модуля) зависит от режима эксплуатации: от рабочего тока прибора, мощности и температуры (как внешней, так и внутренней, на кристалле диода).
Сравним значения эффективности преобразования энергии в свет у светодиодов и люминесцентных ламп. Так, поставляемые в настоящее время на рынок LED-модули массового производства генерируют световой поток в диапазоне от 25 до 100 люменов на каждый ватт потребляемой мощности, что сопоставимо с показателями светоэффективности линейных люминесцентных ламп (мощностью 18 Вт; 36 Вт; 58 Вт ) 60 - 80 лм/Вт. Примечательно, что в настоящее время уже получены лабораторные образцы белых светодиодов, эффективность которых превышает 230 лм/Вт.
Особенностью светодиодов, имеющих полупроводниковую структуру, является их зависимость от воздействия температуры окружающей среды. Так, при низких температурах световой поток, генерируемый LED-устройствами, увеличивается. Высокие же температуры сокращают срок службы светодиода. В частности, известно, что повышение эксплуатационной температуры на 10 градусов Цельсия может сократить срок службы светодиода вдвое. Таким образом, для обеспечения максимально возможного срока службы светодиодов необходима соответствующая система отвода тепла. Что же касается люминесцентных ламп, они демонстрируют максимальную эффективность в условиях комнатной температуры: при сильно более низких или сильно более высоких температурах яркость ламп дневного света деградирует. Кроме того, при морозах (окружающих температурах ниже 0 градусов по Цельсию) обычные люминесцентные лампы могут вообще не включиться. Поэтому в рекламных конструкциях, установленных вне помещений, рекомендуется использовать люминесцентные лампы, изначально рассчитанные на эксплуатацию при отрицательных температурах, в комбинации со специальной электронной пускорегулирующей аппаратурой.
Форм-фактор, простота и удобство монтажа светодиодов конкурируют с габаритами и сложной схемой подключения и монтажа люминесцентных ламп. К тому же компактность LED-модулей позволяет воплощать в жизнь любые задумки дизайнеров и креативные идеи заказчиков. К этому стоит добавить характеристики надежности диодов, обусловленные стойкостью их конструкции (включая корпус из ударопрочного пластика) к ударам и вибрациям, чем не могут похвастаться люминесцентные лампы, корпус которых традиционно изготавливается из стекла. Поэтому очевидно, что использование светодиодов в качестве внутренней подсветки в вывесках влечет за собой сокращение затрат на изготовление, монтаж и обслуживание рекламных установок.
Отдельного внимания заслуживает сопоставление объемов электроэнергии, которая потребляется каждым из типов внутренней подсветки в процессе эксплуатации световой рекламы.
Для экономической оценки энергоэффективности источников света составим расчет - сводную таблицу для твердотельных источников света и линейных люминесцентных ламп. Рассмотрим пример изготовления стандартного светового короба размером 1600 х 1000 мм глубиной 130 мм и на его примере посчитаем энергозатраты. В первом случае для внутренней подсветки будут использованы четыре люминесцентные лампы, каждая из которых потребляет мощность 58 Вт, имеет длину 1500 мм и генерирует световой поток 4600 лм. Во втором - 184 светодиодных модуля 3LED SMD5050 мощностью 0,72 Вт и световым потоком 50 лм каждый. При такой конфигурации мы получим приблизительно одинаковые показатели яркости светового короба в обоих случаях. Суть в том, что около 50% света, который излучают люминесцентные лампы, без наличия внутри корпуса специально предусмотренных отражательных элементов направлены вовнутрь вывески, а не на ее лицевую поверхность, и потому фактически расходуются впустую. В отличие от люминесцентных ламп, SMD-светодиоды с углом рассеивания светового потока 120 градусов монтируются в короб таким образом, чтобы генерируемый ими свет был полностью направлен наружу. Стоит добавить, что в реальности производители рекламы используют в таких случаях еще меньшее количество светодиодных модулей, стремясь к тому, чтобы итоговая освещенность лицевой поверхности светового короба (с учетом полноцветного изображения «на лице», которое поглощает и в некоторых случаях даже блокирует свет) равнялась приблизительно 1200 — 2000 люксам, что считается вполне достаточным для среднестатистической вывески, размещенной вне помещений.
Итого, при изготовлении светового короба на основе светодиодных модулей экономия только на электроэнергии, исходя из параметров рассчитываемой модели и нынешних цен на киловатт-часы, составит 9662,26 руб. Поскольку данное сравнение выполнено для конструкции с площадью засветки всего 1,6 кв. м, очевидно, что в случае с более крупногабаритными световыми рекламными установками экономия кратно увеличивается. К тому же вряд ли стоит сомневаться в том, что тарифы на электроэнергию в нашей стране с каждым годом будут только повышаться.
Возможность экономить на электроэнергии, необходимой для эксплуатации вывески, которую вы предложите заказчику или владельцу оформляемого объекта, — дополнительный плюс в вашу пользу в глазах клиента.
Учет эксплуатации и замены источников света, вопросы утилизации ламп, содержащих вредные вещества, носят индивидуальный характер для каждого отдельно взятого объекта и так же составляют существенные статьи расходов. При эксплуатации вывесок на светодиодных источниках света затраты на обслуживание и содержание сводятся к минимуму.
Таким образом, внедрение светодиодных технологий вполне окупается высвобождаемыми мощностями, а экономия на электроэнергии, обслуживании и остальных статьях затрат станет для ваших заказчиков ежегодным бонусом на протяжении всего срока эксплуатации световой рекламы. Уже сегодня для многих экспертов световой индустрии очевидно, что будущее отрасли — за светодиодной продукцией. Шагайте в ногу со временем!