Величина бюджета, который клиент готов выделить на вывеску, — один из ключевых факторов, определяющих зачастую и выбор подрядчика, и технологические нюансы рекламной конструкции. В стремлении сделать цены на свои услуги и изделия максимально привлекательными для заказчика производители вывесок нередко сталкиваются с тем, что неотъемлемые компоненты любой световой рекламы — источники света — дороже всех остальных комплектующих для сборки объемных букв или световых коробов. Поэтому к расчету внутренней подсветки следует подходить с особо пристальным вниманием. О тонкостях проектирования вывесок с подсветкой из светодиодных модулей и пойдет речь далее.

Очевидно, что в большинстве случаев выбор светодиодных модулей и расчет их количества осуществляются индивидуально — с учетом особенностей конкретного проекта и дизайна вывески, утвержденных заказчиком. Нередко производители рекламы действуют путем проб и ошибок, увеличивая или уменьшая число источников света в зависимости от получаемого результата. Однако, по мере того как светодиоды приобретают все большее распространение как светотехнические изделия для внутренней подсветки вывесок, в sign-индустрии аккумулируются знания и опыт, на основе которых уже можно сформулировать ряд тезисов и рекомендаций, способных повысить эффективность использования LED-модулей в световой рекламе. Чтобы пролить свет на особенности оптимального расчета светодиодной подсветки для вывесок, мы решили проконсультироваться с Ильгамом Талиповым, директором компании LEDGO, которая является известным российским разработчиком и поставщиком LED-продукции, рассчитанной на использование в наружной и интерьерной рекламе.

Модули светодиодной подсветки

Модули светодиодной подсветки

Задача №1: определиться с оптимальной яркостью вывески

На улицах белорусских городов, как и в залах торговых комплексов, нередко можно увидеть соседствующие друг с другом вывески, разительно отличающиеся по яркости и оттенкам белого света. Очевидно, что более тусклая световая реклама уступает более яркой по эффективности и силе привлечения внимания со стороны публики и вдобавок порой может оказывать негативное влияние на имидж бренда и торговой точки. Поэтому первоочередной вопрос, на который необходимо получить ответ прежде, чем приступать к проектированию и расчетам вывески: насколько яркой должна быть вывеска?. В случае с конструкциями из объемных букв и световыми коробами яркость определяют величиной освещенности лицевой поверхности конструкции, измеряемой в люксах. Так, для вывески, которая будет установлена над входом в небольшой магазин в переулке, где почти нет фонарей и других торговых объектов, достаточной считается освещенность лицевой поверхности в 800 люксов (так называемый «эконом-вариант»). Наиболее же часто эта величина составляет приблизительно 1200 люксов. Все световые рекламные конструкции с освещенностью лицевых поверхностей свыше 1600 люксов относятся к разряду «максимально ярких». К примеру, сеть спортивных магазинов «Спортмастер» указывает в своих технических заданиях к световой рекламе, что освещенность лицевой поверхности вывески не должна быть ниже 2000 люксов в течение срока, покрываемого гарантией подрядчика. Исходя из этого параметра, можно приступать к выбору комбинации материала для лицевой поверхности и типа внутренней подсветки.

Между тем на практике параметру яркости вывески зачастую уделяют далеко не первоочередное внимание. Широко распространенной ошибкой среди отечественных рекламно-производственных компаний является проектирование светового короба, включая определение его глубины и выбор материала для лицевой поверхности, и уже затем — подбор и расчет внутренней подсветки под эти параметры. В результате такого подхода получаются или тускло светящиеся вывески, или же чрезмерное и неэффективное по затратам использование светодиодных модулей. По его словам, предпочтительнее изначально определяться с яркостью свечения рекламной конструкции и соответствующим выбором источников света и материала для лицевой поверхности, и только тогда, с учетом характеристик светильников, подбирать оптимальную глубину короба. Так, для объемной буквы глубиной 150-160 мм оптимально использовать светодиодные модули со световым потоком 60 лм (к примеру, LED-модули TRIA White60). При освещенности лицевой поверхности, достаточной для большинства случаев реальной эксплуатации, на 1 кв. м светового короба потребуется всего 36 таких модулей. Если же глубина короба изначально составляет 130 мм, а выбор сделан в пользу этих же светильников, для обеспечения равномерной подсветки 1 кв. м «лица» вывески потребуется уже 64 модуля. Таким образом, в последнем случае затраты на источники света увеличиваются почти вдвое (в 1,77 раза). Чтобы избежать нежелательных и по сути напрасных расходов, лучше подбирать глубину светового короба под параметры конкретных источников света. При этом стоит помнить, что увеличение глубины изделия на 10 см влечет за собой двукратное падение освещенности лицевой поверхности вывески. Чтобы компенсировать это явление, необходимо вдвое увеличивать количество источников света или же их реальный световой поток.

Зависимость освещенности от глубины и шага модулей ACCENDO

Зависимость освещенности от глубины и шага модулей ACCENDO

После определения величины освещенности лицевой поверхности вывески следующим шагом является непосредственно выбор источников света. К сожалению, большинство азиатских производителей светодиодов не отличаются честностью при указании характеристик своей продукции в сопроводительной документации. Так, случается, что при расчете светодиодной подсветки на основе величин светового потока, предоставленных компанией-поставщиком, собранная вывеска на практике светится очень тускло. Чтобы избежать подобных прецедентов, лучше или приобретать источники света, выпускаемые ведущими мировыми производителями светотехники, или же (что теоретически целесообразно во всех случаях) тестировать образцы светодиодных модулей с помощью тестовых световых коробов и люксметра. Второй вариант позволит не только оценить фактическую яркость свечения LED-модуля, но и замерять итоговую освещенность лицевой поверхности будущей рекламной конструкции путем наложения на тестовый световой короб образцов светопропускающих пластиков, баннеров и пленок.

Тестирование освещенности

Тестирование освещенности

Особого внимания при выборе светодиодных модулей для внутренней подсветки вывесок заслуживает оттенок белого света, излучаемый LED-светильником, и получаемый в результате цвет свечения лицевой поверхности рекламной конструкции. Впрочем, это тема, достойная обсуждения в рамках отдельной статьи.

Задача №2: внести поправки в проект

Немаловажный фактор, который следует учитывать при определении величины освещенности лицевой поверхности вывески, — место расположения будущей рекламной конструкции. Так, при размещении светового короба в интерьере торгово-развлекательного комплекса следует учитывать высокий уровень освещенности пространства в целом, наличие ярких вывесок по соседству и необходимость в эксплуатации внутренней подсветки в течение всего рабочего дня: с момента открытия комплекса до закрытия. К тому же, поскольку интерьерные вывески располагаются чаще всего под потолком, они эксплуатируются в условиях значительно более высокой температуры, чем вне помещений. Не стоит забывать, что нагрев непосредственно влияет на срок службы светодиодов и деградацию яркости их свечения: увеличение температуры кристалла, которая напрямую зависит от температуры окружающей среды, на 30 градусов сокращает долговечность LED-модуля в три раза. Таким образом, для достижения оптимальных результатов работы интерьерной вывески необходимо увеличить общее число светодиодных источников света в зависимости от требований к уровню освещенности лицевой поверхности конструкции с учетом яркости вывесок и источников света, окружающих объект. При этом желательно, чтобы источники света конструктивно обеспечивали хороший теплоотвод и по возможности были установлены на эффективно отводящую тепло заднюю стенку короба, к примеру, из АКП, оцинкованной стали или алюминия.

Задача №3: выбрать материал для лицевой поверхности

В попытках сэкономить на материалах для сборки объемных букв или световых коробов производители рекламы порой сталкиваются с тем, что изначально светившиеся достаточно ярко светодиодные модули в комбинации с лицевой поверхностью не обеспечивают требуемого уровня освещенности вывески. Очевидно, что это влечет за собой немалые расходы на закупку и установку других или дополнительных источников света. К примеру, при использовании молочного акрила со светопропусканием 30% фактически 70% излучаемого LED-модулями света, как и почти 70% потребляемой электроэнергии, остаются внутри короба.

Всего этого можно избежать, если при подборе материала для лицевой поверхности вывески обращать особое внимание на величину светопропускающей способности пластика или баннерной ПВХ-ткани. К примеру, в ассортименте компании Evonik Roеhm, всемирно известного производителя акрилового стекла Plexiglas, представлены шесть вариантов молочного акрила, поставляемые на российский рынок: со светопропусканием от 78% до 3%. Приблизительно одинаковые по стоимости и качественно рассеивающие свет, они с разной силой поглощают световой поток. Поэтому, если преследуется цель уменьшить себестоимость изготовления вывески, разумнее подобрать материал с высоким показателем светопропускания (пусть и не самый дешевый) и в результате — сократить затраты на светодиодную подсветку и максимально эффективно использовать ее. Стоимость источников света, необходимых на освещение 1 кв. м рекламной конструкции, значительно превышает стоимость 1 кв. м баннерной ПВХ-ткани backlit. К тому же экономия на материалах для лицевой поверхности вывески почти никогда не бывает оправданной. К примеру, при выборе в пользу полистирола, а не акрила, и выгоде не более 200 руб. на кв, м,. низкая яркость и пожелтение рекламной конструкции всего через полгода эксплуатации в реальных условиях — закономерное явление, в котором вряд ли заинтересованы и клиент, и подрядчик.

Задача №4: произвести предварительный расчет

Допустим, что требуется выбрать и рассчитать количество светодиодных модулей для вывески из объемных букв со стенками из ALS-профиля высотой 130 мм. При ширине штриха буквы в 60 мм и стандартных требованиях заказчика к освещенности лицевой поверхности (около 1200 люксов) достаточно будет использовать LED-модули со световым потоком 40 лм (к примеру, модули ACCENDO) и устанавливать их по центру штриха с шагом 120 мм (по принципу глубина минус 1 см). В этом случае обеспечиваются оптимальная яркость свечения вывески и отсутствие световых пятен на ее поверхности. Если же требуется получить освещенность «лица» рекламной конструкции в 2000 люксов, устанавливаются светодиодные модули повышенной яркости (со световым потоком 60 лм - например, модули TRIA White60) с шагом 110 мм. При увеличении ширины штриха с 60 мм до 220 мм необходимо увеличить количество светодиодных модулей в два раза. Более детально зависимость освещенности лицевой поверхности вывески от ширины штриха буквы приведена на графике.

Зависимость освещенности от ширины штриха, мм

Зависимость освещенности от ширины штриха, мм

Задача №5: учесть дополнительные нюансы

Поскольку первоочередной задачей при изготовлении вывески со светодиодной подсветкой является обеспечение яркости и в то же время равномерной освещенности ее лицевой поверхности, целесообразно изготавливать боковые стенки короба из материала белого цвета или же придавать им изнутри белый цвет (путем окраски или оклейки пленкой). Данный способ позволит сделать вывеску более яркой, а ее «лицо» — более равномерно освещенным. Заклеивать заднюю стенку светоусиливающей пленкой или светоотражающим алюминием не имеет смысла, потому что 90% света, излучаемого светодиодами, уже направлено на лицевую поверхность. Как известно, у подавляющего большинства представленных в настоящее время на российском рынке светодиодных модулей поверхностного монтажа угол рассеивания светового потока составляет 120 градусов.

Что же касается такой характеристики светодиодов, как светоотдача, измеряемая в люменах на ватт эта величина важна главным образом для обеспечения энергосбережения, которое многие заказчики ожидают получить, соглашаясь на светодиодную вывеску. При этом светоотдача не влияет на уровень яркости конструкции и потому в методиках расчета числа LED-модулей для внутренней подсветки вывесок не используется.

Очевидно, что необходимым элементом для работы световой рекламы на светодиодах являются блоки питания. При подборе этих устройств и подсчете себестоимости вывески в целом пользуются следующей формулой: потребляемая мощность каждого отдельного LED-светильника умножается на общее количество модулей в вывеске, и к этой величине прибавляется запас в 10 - 20%. Итоговая цифра и является выходной мощностью требуемого блока питания.

Источник: http://www.signbusiness.ru/publications/theory/985-osobennosti-rascheta-svetodiodnoi-podsvetki-dlya-obemnyh-bukv.php