Глава 1. Общие положения

1. Концепция развития наружной рекламы на территории города Витебска на период до 2015 года (далее — Концепция) разработана в целях упорядочения региональной политики в сфере наружной рекламы, активизации деятельности всех участников рекламного рынка, эффективного использования рекламно-информационного потенциала территории города Витебска (далее — город), дальнейшего системного развития наружной рекламы в городе, формирования целостного архитектурного облика города.

2. Концепция определяет основные направления развития наружной рекламы на территории города, механизмы их реализации, является неотъемлемой частью политики Витебского городского Совета депутатов по вопросам развития наружной рекламы в городе.

3. Концепция разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 119, 2/1321), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г. № 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь «О рекламе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 278, 5/26146), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 1913 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г. № 1497» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 303, 5/28934) и решением Витебского областного Совета депутатов от 4 сентября 2008 г. № 128 «Об утверждении Концепции развития наружной рекламы на территории Витебской области на период до 2015 года» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 271, 9/19353).

4. В настоящее время в городе идет активное формирование рынка наружной рекламы. Однако процесс обновления рекламных конструкций идет медленно, часть из них имеет устаревший дизайн, находится в эксплуатации длительное время, не отвечает требованиям по безопасности и не соответствует современным требованиям, предъявляемым к городской среде. Отсутствует единый системный подход в согласовании, размещении и учете наружной рекламы. Не созданы условия, стимулирующие владельцев средств наружной рекламы заменять устаревшие конструкции, внедрять современные технологии и материалы. Наблюдается концентрация крупноформатных щитовых рекламных конструкций в центре города.

5. Доходы, поступающие в бюджет города от наружной рекламы, должны качественно улучшать праздничное и тематическое оформление города, развивать системы и сети городской информации, осуществлять важные социальные программы в интересах жителей города. Увеличение доходов бюджета города от наружной рекламы обусловлено в основном экстенсивным ростом рынка, сегодня возникла необходимость в кардинальном пересмотре подхода к видам и типам устанавливаемых средств наружной рекламы. Все это обусловило необходимость разработки данной Концепции, представляющей совокупность задач и направлений по реформированию деятельности в области наружной рекламы.

Глава 2. Основные задачи и направления развития наружной рекламы, механизмы их реализации

6. Основными задачами развития наружной рекламы в городе являются:

  • определение перспективных направлений развития наружной рекламы на территории города на период до 2015 года;
  • рациональное размещение средств наружной рекламы на территории города;
  • оптимизация размещения крупногабаритных конструкций путем создания благоприятных условий для участников рекламного рынка, способствующих увеличению таких конструкций в малоосвоенных в рекламном отношении районах города;
  • создание единого метода управления и контроля в сфере рекламной деятельности;
  • инвентаризация всех существующих средств наружной рекламы;
  • разработка интерактивного электронного плана размещения всех средств наружной рекламы в городе и его публикация на интернет-сайте коммунального производственного унитарного предприятия «Витебскреклама» (далее — КПУП «Витебскреклама»);
  • создание автоматизированной компьютерной системы — программы учета и контроля средств наружной рекламы, разрешений на размещение, договоров и платежей на базе КПУП «Витебскреклама»;
  • усиление контроля за техническим состоянием средств наружной рекламы;
  • содействие в совершенствовании системы контроля в области технического состояния средств наружной рекламы;
  • совершенствование процедуры демонтажа незаконно установленных средств наружной рекламы;
  • содействие в увеличении доходной части бюджета города за счет поступлений платы за размещение (распространение) наружной рекламы;
  • введение сбалансированной системы ценообразования в сфере наружной рекламы;
  • принятие мер по стимулированию таких видов наружной рекламы, которые в настоящее время плохо развиты или отсутствуют: крупногабаритной рекламы, рекламы в виде сложных в техническом исполнении установок и динамических систем, представляющих самостоятельную архитектурно-эстетическую ценность;
  • создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и расширения рынка наружной рекламы;
  • развитие государственного сектора наружной рекламы;
  • увеличение количества собственных рекламных конструкций, установленных в социально значимых местах;
  • развитие социальной рекламы;
  • обеспечение эффективного взаимодействия структурных подразделений Витебского городского исполнительного комитета, рекламных организаций (их объединений) в целях развития наружной рекламы.

В целях реализации намеченных задач и создания обстановки открытости и доступности информации о развитии рынка наружной рекламы на территории города информацию о наружной рекламе необходимо регулярно размещать в средствах массовой информации и на интернет-сайте Витебского городского исполнительного комитета.

7. Развитие рынка наружной рекламы на территории города осуществляется по следующим направлениям:

  • повышение качественного уровня технических средств наружной рекламы;
  • формирование единства визуального восприятия рекламного пространства города посредством размещения стандартных (выполненных в соответствии с разработанными специально для города типовыми рекламными конструкциями) средств наружной рекламы единого стилевого решения на одном здании, сооружении, улице;
  • системное и сбалансированное развитие наружной рекламы, предусматривающее концептуальный подход к размещению наружной рекламы, в увязке с комплексным благоустройством территорий города;
  • увеличение доходной части местного бюджета;
  • развитие государственного сектора наружной рекламы.

8. Размещение помимо щитовых рекламных конструкций с внутренней подсветкой электронных табло, лайтпостеров, кронштейнов, указателей, тумб, пилонов, плакатниц или иных выносных рекламных конструкций, растяжек, флаговых рекламных конструкций, а также современных объемно-пространственных конструкций, изготовленных по индивидуальным проектам, настенных и надкрышных рекламных конструкций, бегущих строк, средств наружной рекламы на путепроводах, мостах, наземных панно, рекламы на остановочных пунктах, материальных объектах производственной, социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и иных средствах наружной рекламы, совмещенных с конструкциями уличной мебели, в витринах.

Глава 3. Средства наружной рекламы и порядок их размещения

9. Повышение качественного уровня, системное (с учетом комплексного благоустройства) и сбалансированное развитие наружной рекламы осуществляются посредством следующих мер:

  • объем размещения (распространения) в социально значимых местах наружной рекламы товаров, производимых на территории Республики Беларусь, и социальной рекламы должен составлять не менее 50 процентов от объема размещения (распространения) наружной рекламы на таких местах в течение одного месяца;
  • выдача разрешений на размещение средств наружной рекламы, учитывая период, необходимый для окупаемости рекламных конструкций, на срок не менее 3 лет.

10. При размещении объектов наружной рекламы обязательным является постоянное наличие на техническом средстве рекламной информации. В случае отсутствия информации коммерческого характера на техническом средстве должна быть размещена иная информация (социальная реклама, информация о проведении социально-культурных и праздничных мероприятий и так далее).

Глава 4. Ценовое и тарифное регулирование наружной рекламы

11. В целях стимулирования развития рынка наружной рекламы Витебскому городскому исполнительному комитету следует ввести сбалансированную систему ценообразования. Это предполагается осуществить путем:

  • установления привлекательных для рекламодателей тарифов на размещение наружной рекламы по отношению к стоимости иных видов рекламы;
  • введения стимулирующих (понижающих) коэффициентов для развития средств наружной рекламы (сложных технических конструкций, рекламных конструкций с внутренней подсветкой, конструкций с автоматической сменой экспозиции), при размещении технических средств, специально не предназначенных, но используемых для размещения (распространения) наружной рекламы (зонты, навесы, тенты, ограждения, витрины, остановочные пункты общественного транспорта и так далее), рекламоносителей, совмещенных в увязке со средствами дорожного ориентирования (указателей) в соответствии с законодательством;
  • содействия в использовании дополнительных источников пополнения бюджета города за счет предоставления права на использование городской среды в рекламных целях (объектов производственной, социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, воздушного пространства);
  • введения дополнительных коэффициентов, учитывающих обзор рекламного поля по ходу движения транспорта;
  • размещения средств наружной рекламы вдоль автомобильных дорог;
  • возмещения денежных средств за проведение работ по демонтажу, хранению и утилизации средств наружной рекламы в соответствии с законодательством.

12. Дисциплина платежей (их полнота и своевременность) должна быть обеспечена сочетанием административных и экономических методов (предписание, пеня, штраф и т.п.).

Глава 5. Развитие государственного сектора наружной рекламы

13. В целях развития государственного сектора наружной рекламы необходимо продолжить работу по следующим направлениям:

  • наращивание государственным оператором наружной рекламы собственной сети рекламных конструкций;
  • осуществление рекламной деятельности КПУП «Витебскреклама» на территории города с целью реализации городских программ в сфере рекламы с учетом национальных интересов;
  • стимулирование деятельности КПУП «Витебскреклама» — государственной организации, осуществляющей деятельность в сфере наружной рекламы (далее — госоператор), путем оказания государственной поддержки, расширения материально-технической базы;
  • предоставление социально значимых и коммерчески привлекательных мест для размещения собственных рекламных конструкций, а также бронирование указанных мест на срок, необходимый для их изготовления и установки;
  • ориентирование госоператора на производство, приобретение и размещение современных рекламных конструкций, отвечающих требованиям технических нормативных правовых актов и архитектурной стилистике города;
  • создание и регистрация в поисковых системах интернет-сайта госоператора — КПУП «Витебскреклама»;
  • активизация деятельности госоператора по оказанию дополнительных платных услуг и работ в сфере рекламы.

14. Взаимодействие региональных госоператоров посредством обмена информацией о выполняемых работах, сети рекламных конструкций, количестве полей и их размерах, местах расположения, стоимости размещения наружной рекламы.

Глава 6. Заключительные положения

15. Индустрия наружной рекламы оказывает значительное влияние на развитие социально-экономической инфраструктуры города, которая обладает большим рекламно-информационным потенциалом.

16. Реализация предложенной Концепции позволит преобразовать стихийно сложившийся, разрозненный рынок наружной рекламы в современную высокоэффективную рекламно-информационную систему, что обеспечит пополнение доходной части бюджета города за счет увеличения финансовых поступлений от размещения средств наружной рекламы, поможет формированию современного уникального целостного архитектурного облика города.